01 июня 2020

Скитур на гору Мамзышха

Скитур Мамзышха, Андрей Думчев

Только ленивый сочинский турист не бы на Мамзышхе. Это самая доступная гора 1500+ с подскоком под вершину. С нее открываются шикарные виды на Имеретинскую бухту и Абхазию. Дорога начинается от Гагры и идёт 35 километров вверх. Эта гора - излюбленное место для велосипедистов! Пока там был хороший асфальт - шоссеров, а в настоящее время горников. Заехать можно прямо на вершину. Я уже бывал здесь несколько раз, но ни разу не был на лыжах.

Команда:
Александр Дулов / Калина
Сергей Суворов
Василий Четверяков /Ларгус
Анастасия ех-Останкова
Игорь Бинас
Андрей Думчев

Поехали на двух машинах. Саша на Калине, Вася на Ларгусе фургоне, в который мы сложили всю снарягу. Вася на столько отважен, что поехал на летней резине и я складывал ему лыжи и ботинки с лёгким чувством, что вижу их в последний раз. Я не был удивлен, ведь Вася человек-сюрприз.

Последний раз я переходил границу с Абхазией в качестве пассажира в 2014 году. Постоял в очереди, похихикали. Пограничники иногда проверяют паспортные данные и задают проверочные вопросы. Типа: "дату рождения назовите". На проверке водителей (в том числе велосипедов) такие вопросы не задают.

Кафе Абхазия

Андрей Думчев

В Гагре остановились в кафешке у жд станции. Красивая кафешка. Те, кто недозавтракал смогли пополнить энергетические запасы. Я выпил только кофе по восточному. Это когда на 100 мл ровно половину занимает кофейный жмых, а сам напиток с мелкой кофейной взвесью, которая не оседает. Удовольствие сомнительное, но такой кофе продают в Абхазии везде и я уже привык.

По дороге доехали примерно до точки 1100 м. На обочине стоял микроавтобус, а за поворотом скрывался гололёд по которому Вася скатился вниз и припарковал машину. Мы перегрузили снарягу в шипованную Калину, а сами пошли пешком.

Старт был от уровня 1200м по короткой тропе сразу к балаганам. Снега было немного и я решил пойти в треккинговых ботинках. Лыжные ботинки встегнул в лыжи и повесил на рюкзак. Но я был оптимистичен! Набрав около 100 метров протоптанная тропинка закончилась и я решил надеть фонарики, чтобы сохранить ноги сухими.

Мы достаточно быстро вышли к балаганам, и зашли в один из них, чтобы перекусить. Те балаганы, которые мне встречались до этого были закрыты. Я слышал, что некоторые в них ночуют и я не ожидал увидеть внутри довольно приличный интерьер. Лавки, стол, печка, ложе. Все как в обычных приютах! Ну а ноткой абхазского гостепреимства было несколько бутылок с чачей. Летом в балаганах живут пастухи и найти свободный тяжело, а зимой пожалуйста!

Путь до вершины был близкий и пролегал по живописным снежным холмам. Я приклеил камус, переобулся в лыжные ботинки и с этого момента начался настоящий скитур. Склоны были уже прилично изрезаны предшественниками. К сожалению, мы были не первыми, рассчитывать на нетронутый снег, когда выехали в 8 утра из Адлер наивно. Больше того, на вершине мы увидели большую группу людей. Микроавтобус, решил я и был прав.

Группу людей на снегоступах вел гид Сергей. По одежде было понятно, что люди только начинают ходить в горы. Я за них порадовался. Возможно, Мамзышха была их первая гора. А какая гора первая была у меня, вдруг призадумался я. Самую раннюю гору, которую вспомнил оказалась гора Камешок рядом с Краснотуринском. Именно так ее называл папа, когда завел нас на макушку с братом, и мы с удивлением смотрели на крохотные машинки и людей внизу.

На вершине Мамзышхи дул сильный ветер. Разгоряченные после подъёма, мы могли бы очень быстро остыть. Я решил спуститься за вершину, чтобы поискать более комфортное место для снятия камусов. Ветер, казалось дует со всех сторон и укрыться было негде, но рядом со сбросом я увидел вертикальные гребешки снега, а вокруг бежала позёмка. Оказалось, что ветер бил в скалу и уходил вверх, создавая воздушный карман. В нем-то я и разместился, в относительном комфорте взирая на то, как у Серёжи и Игоря камуса флагами развиваются на ветру.

На вершине дождались Сашу, который как фотоохотничий пёс рыскал по склону, сделали ответную фоточку и покатили вниз. Вася с Серёгой на бордах, Игорь и я на лыжах. Саша с Настей пешком на снегоступах. Спуск оказался очень не продолжительным. Чтобы повыше заехать на пупырь я ехал "топором". Немного конькового хода вверх и снова спуск вниз. Вот тут пупырь уже был побольше и пришлось разуваться. Следующий спуск был уже до перевалочного балагана. На этой стороне была корка слежавшегося снега и было тяжело управлять. Игорь проломил корку и присел. Вася перед финальным пупырем выбрал альтернативный путь и ковылял до балагана пешком.

Солнце уже клонилось к закату и мы попив чаю и обменявшись впечатлениями начали спуск к машинам. Серёга с Васей поехали на бордах и глядя на их следы я восхищался сноровкой с которой они преодолевали поваленные деревья и прочие преграды.

На Мамзышху можно ходить скитур, но это начальный уровень, конечно, без спуска по лесу. Для более сочных впечатлений я бы прогуляться в сторону Арабики. Куда пойти дальше? Греческий отрог, Хмелевские, Бзерпенский Карниз, Аишхи и, наверное, Черничная тропа. На стороне Абхазии - малая Рица Ауадхара и вокруг.