Размышления о моде

В белых шортах - я :)

Когда я ходил в детский сад, белые гольфы или носки в сандалии (кстати почему правильно писать "сандалии", а не "сандали"? Это прямо какой-то архаичный словесный "матрац".) надевали по особым праздничным случаям.  В школе сандалии не носили, а в универе я помню, что жестко чморили всех, кто надевал носки в открытую обувь. Несколько лет назад носить носки и сланцы стало снова ок. Мода очень похожа на перевертыш с циклом в тридцать лет. 


ДИАЛЕКТИКА МОДЫ

Забавно, что люди одновременно стремятся быть похожими на друг-друга, но в то же время выделяться из толпы. Как это так? Как можно такое совместить? Ну вот как-то все время так у людей получается быть последовательными, но только там, где хочется и в каких-то рамочках.

СУБЪЕКТИВНОСТЬ

Мода - это субъективные постоянно меняющиеся точки зрения лидеров мнения. На разных "лужайках" разные "ёжики-агрономы" и каждый дует в "свою дуду". Уверен, сейчас можно отследить "кто первый пукнул" и проследить процесс распространения кругов по социальным сетям. У лидеров мнения тоже есть своя иерархия, и мне всегда интересно кто стоял у истоков, например, всплеска моды на резиновые сапоги Х-лет назад.


ОБЪЕКТИВНОСТЬ

Не знаю как в моде, но в архитектуре есть такое направление как функционализм - это когда форма рождается из функционала. Казалось бы очевидно, что удобство и выполнение функции одежды являются важнейшими свойствами, но нет! Появляется какая-то говорящая голова и начинает вещать как правильно жить. Верхнюю пуговку рубашки нужно расстегнуть, нижнюю пуговку пиджака тоже расстегнуть... Да на кой, тогда эти пуговки пришивали? Я считаю, что удобство и функциональность два краеугольных объективных фактора, которые в моей картине мира стоят в приоритете.


САМИ С УСАМИ

Обладая собственным мнением нет никаких оснований соответствовать чьим-то представлениям о прекрасном! Разумно любить то, что вы считаете удобным и красивым, то что нравится Вам, а не вашей бабушке или дяде (тете) из Ютуба. Поэтому если вы видите удобство в том, чтобы заправлять штаны в носки, то почему бы так не сделать? Кстати, если идете в лес в пору клещей, то это очень полезная рекомендация!


РАМКИ ДОЗВОЛЕННОГО

Тем не менее свобода самовыражения окружена очень высоким и колючим забором стереотипов! Тут нужно вспомнить латинскую поговорку: "Quod licet Iovi, non licet bovi" - что позволено Юпитеру, не позволено быку. На сцене можно видеть певцов и музыкантов в удивительных нарядах, но если концертное платье в блёстках наденет условная "Дуня" из условного Гастронома на вечерний променад, то бабуси с лавочек сразу сделают выводы о новой/древнейшей профессии Дуни. А вот на юбилее такой наряд пришелся бы "ко двору", но даже там есть "рамки приличия".

СВОБОДА САМОВЫРАЖЕНИЯ

Совершенно свободно самовыражаться могут только те, кто не опасается за последствия, ну а если есть, что терять, то и выеживаться не стоит. Всюду расставлены строгие дресс-коды несоблюдение которых влечет неприятные последствия. В Сочи, например, не стоит выходить в купальнике за территорию пляжа. В православную церковь нельзя входить шортах. В погоне за укреплением основ светского государства во Франции в школах запретили носить абаю (мусульманское платье). Ну и я не знаю ни одного государства, где можно ходить голым, разумеется по улице, а не в бане.

 

СТЕРЕОТИПЫ

В дресс-кодах есть смысл и логика. Я бы не хотел прийти в банк и общаться с сотрудником в майке и трениках. Учительница в бальной пачке выглядела бы по меньшей мере странновато. Это я все к тому, что в моей голове тоже есть куча стереотипов как кто должен выглядеть - что надевать, а что нет. Очевидно, что одежда выполняет роль субкультурного идентификатора. Вот идёт юрист, вот училка, вот рэпер, а вот панк. Люди считывают "коды", которые несёт одежда. И с этим ничего не поделать!


БУКВЫ НА ОДЕЖДЕ

В средневековье по элементам вышивки на косоворотке можно было легко понять из каких земель к вам пожаловал гость. Как только на одежде догадались писать буквы всё стало проще, но некоторые товарищи не считают зазорным носить ложные коды. Я могу легко найти в глубинке человека с надписью на груди, скажем, "Гарвардский университет", но выше надписи будет лицо не обремененное высшим образованием и даже без понимания в какой стране находится этот ВУЗ (самопроверка: а) в Англии; б) в США; в) Нью Васюки. В штатах, кстати, могут легко подойти к обладателю такой футболки и сказать: "О, ты из Гарварда, классно, я тоже! В каком году закончил? Застал ректора Смита? ". Поэтому очень будет глупо ответить: "Да это мне брат подарил футболку" или "да, я в сэконде купил".


БРЕНД-КОД

Бренды тоже несут элемент кодирования. Надев вещь премиального бренда человек показывает: "у меня есть много денег". А надев подделку человек транслирует ложный код. Такое несоответствие может сыграть как в плюс, так и в минус. На горнолыжном курорте у меня есть ожидание, что хорошо экипированный лыжник или сноубордист будет ехать максимально уверенно, а парень в ушанке полетит "топором". Но встречаются новички с деньгами, которые такую картину ожиданий ломают. Понаодеваются в "богнеры", а потом едут как "каток".


ДЕБРЕНДИНГ

Я заметил, что китайцы, создавая подделки, все время стараются какой-нибудь известный бренд прилепить. Много раз ловил себя на мысли, что если бы тут этой надписи не было, то я бы взял! С другой стороны, честно написав, что-нибудь типа: "Yanboo" мне стыдно будет это брать. А не написав ничего ОБЕ опасности исчезают! Господа производители! Пожалуйста, не пишите на одежде свой бренд, пока не окажитесь в ТОП-3.


ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Мода - порождение общества потребления. Вот ты купил джинсы с заниженной талией, как через год в моде стали джинсы с высокой талией. Купил с широкими штанинами, а вскоре уже в моде с узкими! Законодатели мод подталкивают к постоянному обновлению гардероба. Как разорвать порочный круг? Иметь то, что не подпадает под определение "модно"! И, внимание, эта вещь по определению не может стать "не модной". Класс? Здорово придумано?

Продолжение следует...
(возможно)))

Отправить комментарий

Если нашли ошибку - тоже дайте знать!

Новые Старые