Кардывач с подскоком на велосипеде (видео)

Озеро Кардывач, Красная поляна, Кавказские горы
Кардыва́ч — одно из красивейших и второе по величине озеро в Краснодарском крае. Озеро расположено у подножия южного склона Главного Кавказского хребта на высоте 1838 метров над уровнем моря, в 44 километрах от посёлка Красная Поляна на территории Адлерского района города Сочи и Кавказского государственного природного биосферного заповедника. (сc) Wikipedia

Видео

Это видеодневник в большей степени форматом "для себя". К сожалению, вы не увидите в нем как я ловко съезжал на велике или шел по бескрайним кавказским долинам, но зато сможете оценить красоту, которая будет вас окружать, если вы там окажитесь.

Галопом до Кардывача

Я похаживал соло, но редко это случалось с ночёвкой. Подобным образом я так гульнул к Ауадхаре в Абхазии под 8 марта (пока я про это не написал, но обязательно исправлюсь) и вот соло Кардывач. Разумеется, я не любитель ходить в "одну каску", но к сожалению, мало тех, кто соответствует всем требованиям, да еще и свободен в это же время. Я бы очень хотел пойти в большой компании, но заполучить отгул (чтобы пойти по-человечески на три дня) не удалось и пришлось состряпать план типа "галоп" на два дня с подскоком на велике. Компанию мне бы могли составить только два известных мне товарища: Антон Шевченко, но он давно уехал из Сочи и Сергей Суворов, но он отходил после Crimnea X run (четырехдневый ультра трейл забег) и отказался. Поэтому вынуждено пришлось "солировать". К счастью, технических сложностей, кроме капризов погоды не предвиделось и перспектив ходить по грани, которую испытывал на прочность Ули Штек не было. Последователям я настоятельно не рекомендую соло прогулки даже на простых маршрутах. Как правило "облегченное" отношение к простым прогулкам оборачивается совсем не легкими последствиями. Я думаю, что в идеале ходить на Кардывач шестером. Почему шестером? Потому что 6 человек отлично помещаются в УАЗик на котором можно подскочить к Энгельмановой поляне! Стоит удовольствие 6 тысяч рублей в один конец. Так что по паре тысяч с носа на туда-сюда и у вас есть трансфер. Можно звонить: 89284502054 Агоп - егерь.

Озеро Кардывач, Красная поляна, Кавказские горы, Андрей Думчев

В последний вагон

Конец октября - время когда Заповедник закрывает маршруты. Интуиция мне подсказывала, что откладывать намеченную на 20-21 октября прогулку нельзя! Интуиция оказалась права. С 25 октября Заповедник маршрут закрыл.

Озеро Кардывач, Красная поляна, Кавказские горы

Что нужно

Пограничный пропуск - бесплатно (делать 1 месяц)
Билет заповедника - 300 руб/сутки (делать 20 минут)

"Один дома"

Я думал, что на Кардываче постоянная туса на выходных, даже взял с собой печенье и конфеты для угощений, но оказалось, что угощать было некого! Кардывач был девственно безлюден. Только представьте, шум водопада вдалеке и ни одной души вокруг. Сразу в моем сознании всплыли образы литературных отшельников: Гринуй со скрюченными ногтями и Заратустра, которому животные приносили пищу. Для довершения литературной иллюзии не хватало пещеры. Я посмотрел на горы. Красота! Ими можно было любоваться, даже оказаться там наверху, но в глубине сознания понимаешь, что горам многозначительно пофиг вверху ты или внизу. Как людей может привлекать такое чудовищное равнодушие? Не взаимная любовь.

Озеро Верхний Кардывач, Красная поляна, Кавказские горы

Лучший отдых

Пока я шел, я думал о том, что все тренировки, все соревнования нужны для того, чтобы была возможность отправляться в такие приключение как это. Разве доставляет кому-то удовольствие крутиться белкой по стадиону или ещё того круче - на беговой дорожке? Удовольствие доставляет открытие чего-то неизведанного. Да, на Кардываче я уже был, но ещё ни разу я не был с подскоком на велосипеде с двумя радиалками в "транспортный" день. Это интересный опыт, но эта прогулка слишком далеко выходит за рамки развлекательно-познавательной, чтобы смело ее рекомендовать. Сначала сходите по стандартной схеме, а потом экспериментируйте :). Вот, например, я сейчас размышляю на тему того, чтобы отправить поклажу на Кардывач с конем. Свесить на него 4 рюкзака с палатками и спальниками, а самим добраться бегом. Стоимость коня 6 тысяч в одну сторону.

лес

Омовение

Пока я шел к Кардывачу я мечтал о том, что погружу свои чресла в прохладную воду. Было жарко, мне тяжело и такая перспектива тешила душу. Однако после того как на озере Синеоком меня накрыло метелью желание быстро испарилось. Есть у меня друг Саша Атрощенко, так он считал своим долгом залезть в водоем в любое время года. Я такой отвагой не обладаю и воды холодной, вообще-то, боюсь.

вода, кроссовки Adidas Outdoor

Тайминг

День 1
05:40 - 06:42 комплекс Моя Россия - кордон Пслух (1 час, вело)
06:42 - 09:30 кордон Пслух - Энгельманова поляна (3 часа, вело)
10:00 - 13:47 Энгельманова поляна - озеро Кардывач (4 часа, пешком)
14:00 - 15:32 озеро Кардывач - озеро Синеокое (1,5 часа, пешком)
15:40 - 17:30 озеро Синеокое - озеро Кардывч (1,5 часа, пешком + метель)

День 2
05:40 - 08:00 озеро Кардывач - озеро Верхний Кардывач (2:20, пешком)
08:00 - 09:40 озеро Верхний Кардывач - озеро Кардыач (2 часа, пешком)
10:00 - 13:48 озеро Кардывач - Энгельманова поляна (4 часа, пешком + дождь)
14:17 - 16:48 Энгельманова поляна - комплекс Моя Россия (2,5 часа, вело)

Я рекомендую относиться к этому таймингу просто как к познавательной информации. Для многих это будет слишком быстро. Темнеет осенью очень рано. Я стараюсь избегать вероятности прогулок с фонариком. Задумка удалась!

Треки в Strava

Бегуны

Сочинские бегуны, Андрей Думчев

Одновременно со мной стартовали сочинские бегуны. Они проскакали от кордона Пслух до озера Кардывач и обратно за 12,5 часов, набегав 65 км +2300. Если бы я знал об их мероприятии, то скорее всего, бежал бы с ними. В прошлом году Спортпаутина хотели сделать забег от Энгельмановой поляны на Кардывач и обратно, но что-то у них не получилось. По логистике это был бы очень тяжелое мероприятие.

По дороге на Кардывач, военные антенны

Лямки рюкзака

Рюкзак был не особо тяжел, но я редко с ним хожу и профессиональных туристических мозолей у меня нет. На обратном пути я испытывал жесткие боли от лямок и приходилось останавливаться - разминать плечи. Через 5 минут как будь-то ничего и не было, и я снова был готов идти. "Заряда" хватало на 40-50 минут, потом подлые лямки снова норовили устроить пролежни на ключицах.

Корни дерева

Кроссовки и штаны

Я решил добить Adidas Swift R GTX. Зиявшие отверстия не способствовали гидроизоляции и оба дня заканчивались мокрыми ногами. Гортекс, наверное, играл какую-то положительную роль, и успешно сдерживал натиск влаги до той поры, пока не встречалась свисающая на тропу мокрая трава. Несколько проводок ноги по мокрой траве и внутри уже прихлюпывает. Быстросохнущие штаны Columbia молниеносно намокали от мокрого рододендрона и с такой же скоростью потом при случае высыхали.

Озеро Кардывач, Красная поляна, Кавказские горы, Андрей Думчев

Медведь

Медведя на видео видно примерно также как видел его я своими глазами и сначала не понимал кто это. Шкурой я чувствовал, что за мной наблюдают, и такого ощущения не возникает, когда на склоне скачут серны или горные козлы. Когда объект с темной шубой начал перемещаться стало понятно, что у него нет длинной шеи и это точно не зубр. Он был далеко и не пытался подойти ближе. А вот страшновато было в другом месте. Прямо от главного Кардывача видно небольшие водопады, через которые уходит тропа на Верхний Кардывач. Когда в предрассветных сумерках я там проходил очень сочно запахло псиной, так что я начал без устали свистеть в свисток. В 2013 и 2015, когда мы ходили на Кардывач на самой тропе встречались медвежьи какахи и следы. В этот раз я не видел ни того, ни другого. Всю тропу обкакали лошади егерей.

Объявление в Заповеднике про медведя

Велик

Это было тяжело и туда и обратно. Без багажа дорога была бы намного легче, но назвавшись "груздем" пришлось заталкивать велик. В ту дорогу я ехал через Пслух, а обратно напрямую. По ощущениям на обратный путь ушло намного больше энергии. Короткая дорога оказалась на столько крута, что я побоялся убить тормоза. Мои 80 кг плюс багажа около 15 кг на крутом спуске испытывали велик на прочность. Я несколько раз специально останавливался и шел пешком, чтобы охладить роторы. Я пробился всего один раз по пути к Энгельмановой поляне, но это был какой-то зверский "змеиный укус" с дырками по 3-4 мм на покрышке! Я поехал на единственной запаске и, опасаясь перспективы заклеивать камеры в полевых условиях, ехал чрезвычайно аккуратно не разгоняясь на спусках. Я не взял с собой светлые очки, а они очень сильно мне бы пригодились! Пришлось чаще хлопать глазами от паутины и мушек.

тропа на Кардывач

Погода

День 1: отлично, отлично, после 16:00 на озере Синеоком накрыло метелью, к 18:00 на озере Кардывач дождь прекратился.
День 2: отлично, дождь начался в 9:50 и с переменным усилением шел до 13:00, дальше было отлично.

Верхний Кардывач, панорама

Выводы

Скакать по горам в одного очень скучно (не рекомендую).
Скакать по горам в одного опасно.