Алексей Нагибин - публицист без образования


-Алексей,  когда и как Вы попали в СМИ?

- Теперь трудно вспомнить... Это был год 2000-2001. Изданию "Объявления Кургана" требовался верстальщик со знанием дизайнерских программ: корол, фотошоп, имиджмейкер. Я учился тогда на естественно- географическом факультете КГУ и на каникулах решил подработать.

- У Вас были знания программ?

 - Нет. Знаний, как таковых, у меня не было. В КГУ на физмате -  компьютерный класс,где я периодически, после пар, работал с упрощённой версией корола, предназначенной для печатания красивых надписей. Когда я пришёл устраиваться на работу, мне дали задание сделать рекламный модуль: написать, что продаётся, фирму и адрес. Я посидел немного над этим, понял, что ничего не знаю. А на работу меня всё таки взяли, поначалу только учиться, без выплаты заработной платы.
 В "Объявлениях Кургана" я проработал до ноября месяца, я уже вышел на учёбу, приходил по вечерам, верстал газету. Благодарен своим преподавателям за то, что они научили меня из множества знаний выбирать необходимые. Потом я перестал видеть смысл в этой учёбе...

- И перевелись на филологический факультет, специальность журналистика?

- Нет. У меня на руках нет ни одного документа об образовании, , аттестат до сих пор в КГУ лежит. Были мысли восстановиться, и жена на этом настаивала, говорила, документы могут понадобиться, но сперва не было времени, потом желания, сейчас опять времени. Я не нашёл мотивации, зачем мне тратить пять лет на учёбу. Директор в Челябинске Сергей Анатольевич Белиницин, когда отвечал на вопрос, необходимо ли получать высшее образование,  высказался, чтоне понимает, чему меня могут научить в институте, ведь "там преподают теоретики, а ты- практик".
Встречаю многих молодых людей, которые закончили университет и "плавают" в своей профессии. Чему их научили? Они истратили пять лет в никуда!
 Я не страдаю оттого, что у меня нет высшего образования по профессии.



- Чем Вы сейчас занимаетесь и где?

- У меня в Челябинске свой "новостной продакшн", как я его называю. Небольшая компания, которая занимается производством новостей для московских федеральных СМИ. Изначально меня шесть лет назад позвали в Челябинск делать такие новости... Три года назад я создал свой "новостной продакшн", где занимаюсь съёмками видеосюжетов.

- Кем и где Вам удалось поработать?

- В октябре 2002 года работал переписчиком с другом. Это рабский труд, нужно было очень много ходить. Закончили переписку, попили пива.
 Пришёл домой, по телевизору вижу объявление: "Требуется верстальщик", утром позвонил, постарался прийти самым первым, потому что "первопришедших" ждёт успех. Требовался верстальщик в газету "От фонаря", она создавалась на выборы губернатора 20000 года. После выборов издание так и осталось, по качеству было неплохим. Меня взяли в эту газету верстальщиком , так как  мог выйти уже в понедельник. Я очень волновался, надо было показать себя с хорошей стороны.

- У Вас же был опыт...

- Ну какой опыт? Прошёл почти год с прошлой работы, навыки уже сбились. А тут еженедельник, газета, которую надо сдавать вовремя, тогда мне казалось, что это огромный медиахолдинг. Давали авансы в газете каждую неделю. В "От фонаря" я проработал до 2004 года.
Когда я пришёл с двухнедельного отпуска, мой сменщик верстал газету и сказал, что мне делать ничего не надо. Директор пояснил мне, что я перехожу в "Регион 45" делать спортивные новости. Это было моё первое увольнение с "Курьера", всего их было 2...
Плотнее с регионщиками" мы стали общаться, когда Михаил Кукушкин организовал нам поездку в Кунгур на рок- фестиваль группы "Перпетум Мобиле".
Когда я пришёл в "Регион 45" мне сказали, что никто не нужен и отправили обратно к Михаилу Кукушкину. После "жаркой"  беседы Кукушкина, Овчинниковой и Макаровой я был принят помощником журналиста. Эта работа мне показалась трудной, всё нужно было делать компактно, ёмко. И лишь став работать инженером видеомонтажа, я научился монтировать очень быстро и стал справляться.

- Памятные работы у вас есть?

- Конечно запомнился мой первый сюжет, окончание хоккейного клуба "Зауралье".  Игра шла против "Спартака", "Зауралье" выиграло 2:1 Я написал неплохой, но очень большой текст. Мне показалось, что вышло неплохо. Но Козлов меня осудил.

- Расскажите смешной случай.

- Журналистам всегда задерживали зарплату, без юмора было не прожить. Во время выборов выпускали стенгазету, где Анатолия Ельчанинова называли Толиком, Толянчиком, его супругу- Изольдой.  Однажды к газете подошёл сам Анатолий Ельчанинов, постоял, почитал, сказал: "Креативненько, креативненько" и ушёл. После такого случая  газету быстренько сняли... Писал я всегда с ошибками, не знал, что такое запятые, даже на работе мне вычитывала текст Галя Мешкова, в школе, в выпускном классе писали сочинение, мою работу проверял лично классный руководитель Алексей Вячеславович Братчиков, поставил 3/3,тогда я пришёл, говорю: это же нечестно, по содержанию, стилистике я заслуживаю 4. На это он ответил, что отдаст моё сочинение зам.директора, и я НИКОГДА школу не закончу!

- Знаковые начальники СМИ ?

- Елена Овчинникова, я благодарен ей за то, что она в своё время не продлила со мной трудовой договор, научила меня отвечать за свои ошибки. Михаил Кукушкин, высокий, бегал, как на шарнирах, ходил всегда с маленькой сумочкой для документов. Он три раза в неделю приезжал, чтобы посмотреть выпуск новостей, всегда болел за качество. По моему мнению, с уходом Михаила телевидение изменилось в худшую сторону. Мише не надо было объяснять, он всегда работал хорошо.

- Коллег каких можете отметить?

- Вера Макарова - фееричная женщина, все регионщики её прекрасно помнят. Она была продюссер.  В "Курьере" сотрудники знали, что Вера- человек региона.
- Какими качествами должен обладать работник СМИ?
- Работник СМИ должен в первую очередь любить своё дело, всё остальное второстепенно.

Интервьюер: Алена
18 июня 2013


- Как вы оказались в СМИ?

- На самом деле у меня есть несколько вариантов ответа на этот вопрос. Когда у меня спрашивают: "Как вы оказались в СМИ?" или "Что стало определяющим, почему вы пришли в СМИ?" я отвечаю по-разному. Но, если брать с самого-самого начала, то, наверное, лет 9-10 мне было. Была такая газета под названием "Субботняя газета", её издавало ИПП "Зауралье". Продавалась она в киосках и на улице. Мне тогда стало интересно, где они люди берут, откуда? Ну, я и выяснил, за сколько её продают, по сколько штук минимум в руки отдают. Это была первая половина девяностых. Я взял с собой 500 рублей и купил 10 газет. И в тот же вечер их продал. Снова пришёл, снова купил и снова продал. Потом ещё и ещё. Вот так я и попал в СМИ! Конечно, это шутка. Газеты я продавал долго, для меня это были большие деньги. Мать сначала к этому относилась нормально, парень занят своим делом, деньги зарабатывает. Но с другой стороны, когда она поняла, что я вместо учебы по пятницам, занимался коммерцией, то была мягко сказать, не довольна. Так я познавал основы бизнеса и основы СМИ. Я проработал так до двенадцати лет. Работа, я скажу, была достаточно тяжелая. И по морозу ходили, в автобусах продавали и в электричках. Иногда люди покупали чисто из жалости. Такой диалог обычно происходил:
- Мерзнешь, наверное? Ну, давай, мальчик, я у тебя 10 возьму.
- А куда же вам 10?
- Да тебя жалко. Иди домой, уроки учи…


Второй мой приход в СМИ пришелся на 2001 год. Я учился в Кургане, на естественно-географическом факультете по специальности "Химия". После первого курса мы с друзьями начали подрабатывать на стройке, красили, а ещё вагоны разгружали. Вскоре меня это утомило, и я понял, что надо начать работать головой, иначе всю жизнь придется махать лопатой. Тут я увидел объявление в газете: "Требуется верстальщик". Здесь же недалеко находилась редакция, по улице Комсомольская, "Объявления Кургана". Вот им нужен был верстальщик. Что он делал? На компьютере составлял газету, рекламный еженедельник. У них был один верстальщик - Лёша Младенцев, но один он не справлялся, потому что газета была объемная, в двадцать четыре полосы.
На собеседовании я отметил, что умею работать в Кореле и Фотошопе. Но на деле я не знал ни одной из этих программ. Меня попросили нарисовать модуль для рекламы. На этот модуль у меня ушло часа полтора, но так ничего толком и не получилось, хотя модуль был простейший.
Они взглянули и сказали: "Ну, значит так, парень! Ты хочешь учиться? Мы можем тебя взять, но зарплату ты получать не будешь. Как только научишься - сразу и деньги, и уважение!"

Проработал я там июля по декабрь, и за весь период получил 1800 рублей при увольнении. Но, не смотря на это, у меня была работа. Мне казалось, лучше неё не может быть. Мне было интересно, как вообще работают СМИ.
За время первого опыта работы в СМИ, я понял, как верстать газету, я понял, как эта газета создается. Я худо-бедно выучил не только Corel Draw и Photoshop, но и Page Maker. Ошибок было много, и только сейчас я понимаю, почему. Сейчас я сам работаю руководителем и набираю персонал. И не понаслышке знаю, что совершать ошибки - это черта, свойственная молодым сотрудникам. По большому счёту мне тогда, в "Объявлениях...", платить было не за что. Ошибок было много, и качество работы оставляло желать лучшего. Однажды я даже захотел уйти. Главный верстальщик, Младенцев мне вообще казался богом! У него всё легко получалось. Мне даже в какой-то момент показалось, что это просто не мое, и я не смогу эти заниматься. Но потом успокаивался, шёл домой, а с утра - всё сначала. Ушел я оттуда, как и сказал в декабре, когда начались проблемы с учебой. После всего этого я и пришёл в рекламную группу "Курьер".

- Это уже третий раз получается?

- Да. Получается, третий раз.2002 год, октябрь. У меня были проблемы с образованием, но всё равно, я подрабатывал по - возможности. Одно время тексты набирал, сайты делал. Журналистика мне с детства нравилась, и я всегда хотел попробовать свои силы в ней. В то время большинство считало, что журналисты несут культуру в массы. Не то, что сейчас говорят: "Из СМИ, как из помойного ведра". Немножко изменился подход. Да и вообще, всё стало другое.

Так я пошёл работать в "Курьер". Это было в октябре. Увидел бегущую строчку: "Требуется верстальщик". Я и не надеялся особо на успех, потому что СМИ в городе было не так много, и уровень мой был, мягко говоря, не очень. В итоге мне все-таки позвонили и пригласили на собеседование. Собеседование проводил Саша Филонов. Он был "директор газет", как его называли. В "Курьере" была много подразделений, и Саша был директором одного из них. Он задал мне несколько простеньких вопросов - где работал, сколько и т д., а в конце спросил, когда я смогу выйти. "Да хоть сейчас!"- ответил я. Так меня взяли в "Курьер".

На этом месте работы уже не было никакого испытательного срока. Я потом только узнал, что меня взяли, потому что я смог выйти сразу же на следующий день. Так я и отработал до 2004 года и меня уволили. Я - единственный человек, кто работавший в рекламной группе "Курьер", которого увольняли дважды, не по его желанию, естественно. Всего меня увольняли трижды. Но потом принимали обратно! В 2004 году у нас был конфликт, опять же из-за того, что я был очень невнимательный, совершал много ошибок. Меня долго, на самом деле, держали. Я проработал на данный момент во многих газетах и сейчас понимаю - на их месте я бы уволил к чёртовой матери после второго-третьего. Но, я был молод. В "Курьер" я пришёл, когда мне было 18 лет. О чём тут можно говорить?
В первый дни работы была такая история. Я сверстал первую газету, пришёл в пятницу и делал наброски полос из тех материалов, которые были... И вижу краем глаза, что коллектив оживился в этот день - все чего-то бегают, кричат. А я в наушниках сижу! Наушник один убираю, и понимаю - разговор про деньги идёт, про зарплату. Мол, сегодня! Ну, думаю, здорово, у всех зарплата, а мне ещё целый месяц ждать!
Приезжает Филонов, все выстраиваются в очередь. Ася Пашутина - редактор, Жаткина Таня, Хоменко Лена и Сосновская Лена - корректор. Всего четверо. Филонов подходит с ведомостью. Отсчитывает деньги всем, а потом вдруг говорит:
-Лёш, подходи.
-Зачем?
-Зарплата.
-Какая зарплата?
- За то, что ты газету верстал. У нас каждую неделю зарплата.
- Как так?
- А вот так. В понедельник сверстал, во вторник сдал, в пятницу получил.
Мне это так понравилось! Получил я 560 рублей и в первый же день я с друзьями 300 прокутил. Затем у нас сложилась традиция: каждую пятницу мы ходили в бар под названием "Егерь". В общем, было весело. И мне казалось на тот момент, что лучше работы, чем работа в курьере попросту быть не может!

- Как вы попали на телевидение?

- Я не сразу попал в телекомпанию, у меня был тернистый путь через газету. В те годы журналистика была другая. Тогда считалось, что лучшие телевизионные журналисты выходили из печатных СМИ. Так как в печатных СМИ ты должен грамотно строить речь. Первое время было сложно. С технической точки зрения было все понятно, но понять, как строились тексты, было сложно. Я очень благодарен Александру Филонову за то, что он меня в свое время уволил. Ведь если бы он меня не выгнал, я может быть и никогда бы не пошел работать на телевидение, а пошел я туда, потому что мне больше некуда было идти. Я уже на тот моменты был неплохим верстальщиком. В газете у меня зарплата была 6-8 тысяч рублей. Когда я пришел в стажеры, мне стали платить 1800 рублей и 300 рублей за сюжет. И для меня это создало определенные трудности. Мне на тот момент было 20 лет, и я себя считал взрослым человеком. Денег у родителей я не брал. И вот когда я пришел в телекомпанию, где оклад 1800 рублей, я был шокирован, я не знал, как на эти деньги можно жить. Это было очень мало. Например, сходить в кафе в то время можно было за 300 рублей с человека.

В телекомпании я получил один из главных уроков: если ты пришел в СМИ зарабатывать деньги, то ты их никогда не заработаешь. Поэтому я решил поработать в телекомпании, потому что было интересно. А если появится где-нибудь вакантное место верстальщика, то я уйду туда. В итоге меня затянуло. Когда Филонов меня увольнял, он объявил, что переводит меня на "Регион-45", где я буду писать про спорт. В то время спортивную полосу у них вел свой корреспондент, Марина Тушина. По факту у неё было две темы - ГИБДД и спорт. Но зарплата была нестабильно и Тушина решила уйти в милицию, так как ей нужна была стабильность. Потом она только периодически ездила на съемки. Тогда все знали, что Тушина получит погоны и уйдет.
Я прихожу в «Регион-45», в то время шеф - редактором была Лена Овчинникова. Подхожу к ней и спрашиваю:
- Лена, ну что вы меня берете к себе?
Она отвечает:
- Зачем ты мне нужен? Ты кто, вообще, парень, такой?
Она, конечно, меня знала, знала, что я верстальщик, что я работал в "Фонаре...", но разговора не было. А за две недели до увольнения у нас состоялся разговор в курилке "Курьера" по ул. Володарского с Верой Макаровой. Она в большей степени бросала всем пыль в глаза, что она умная и грамотная, и что она все знает. Но, на самом деле, в телевидении она очень хорошо разбиралась, она знала, как делать сюжеты, знала, что нужно делать, она писала, правила тексты. Правила, конечно, удачно, вырезала все. Но, честно говоря, я бы сам также делал сейчас на её месте. Она мои тексты первые и правила. Во время разговора я ей и говорю, что хорошо было бы к ней прийти на стажировку. Вера дала согласие и сказала, что многие журналисты уходят, и они будут ждать меня.
Овчинникова меня не взяла, так как на свободные места уже набрали журналистов. Но все-таки отправила меня к Михаилу Кукушкину, исполнительному директору телекомпании, от его решения зависело, буду работать в телекомпании или нет. В итоге меня все-таки взяли.

Первое время у меня вообще ничего не получалось! В "Регионе-45" надо было искать темы самому, никто их не давал. Это создавало определенные трудности, к тому же я не понимал, как делать сами сюжеты. Я не понимал, как можно уместить три абзаца газетного текста в 3 предложения в эфире! Там нельзя было развернуть речь, нельзя использовать деепричастные обороты, потому что тебя не поймет зритель. Но на тот момент я это не понимал. Одним словом - кошмар.
В то же время Сашка Фомин, режиссер, предложил мне поработать монтажером. Он аргументировал это тем, что я техник, и меня проще научить, чем кого-то. И я решил уйти работать монтажером.
Первую неделю работы я учился, а на вторую неделю уже стало все получаться, хоть и медленно. Другие монтажеры делали больше, но работали меньше, потому что у них получалось все быстрей. Там я проработал до 2005 года. И мне это действительно нравилось. Мне казалось, что это самая лучшая работа, которая могла бы быть, хотя в то время мы были ограничены в техническом ресурсе. И это нас научило емко работать! Операторы снимали только то, что нужно. Это сейчас можно оцифровать кассету с длительностью видео в час. А тогда оцифровать все не было технической возможности. Это уже под выборы 2004 года телекомпания закупила технику в Москве. Новые компьютеры Pentium 4 мы ждали, как манну небесную!
Между прочим, она до сих пор работает, прошло десять лет.
Я тогда радовался, кричал на всю монтажку, матерился как сапожник. Ведь на старой технике один сюжет я мог делать целый день, и это очень сильно раздражало. Самое приятное это то, что я застал это время перехода от старой техники к новой и понял, насколько это прекрасно - работать на современной технике.
Монтажером я проработал до декабря 2004. Я подошел к Вере Макаровой и сказал, то хочу попробовать делать "Защиту и заботу" - это была такая программа, специально под выборы, 15 декабря у неё был последний эфир. Вера дала согласие, и я проработал до 2007 года, пока не уехал.

- Кого из работников "Региона" вы можете отметить? Кто повлиял на вас в профессиональном плане?

- Про "Регион-45" можно рассказывать много, там каждый человек был для меня знаковым. Вера Макарова сильно помогла мне, первый шаги я делал вместе с ней. Михаил Кукушкин оказал на меня большое влияние. Я даже скажу так - когда ушел Кукушкин, начался закат "Региона", потому что он всегда требовал качество. Если говорить о монтажке - это Денис Маркер, он меня учил всему, и если бы я не поработал монтажером тогда, я бы не был сейчас журналистом такого уровня. Именно там я понял, как составлять видеосюжеты. Мне показали, что такое телевизионная картинка и вдолбили в голову, то главное в телевидении - это картинка. И для нас для всех это было законом. Нет картинки - нет сюжета. О чем порой сейчас журналисты забывают. Думаю потому, что раньше отбор в телекомпанию был жестче, всех подряд туда никто не брали. Во-первых потому что зарплата была хорошая и работа престижная. Лена Овчинникова была непререкаемый авторитет, она периодически капала на мозги руководству, чтобы отправить наших ребят обучаться или в InterNews, или в школу ВВС. Вообще, если я сейчас начну перечислять всех, то, наверное, проговорю до завтрашнего вечера.

- Были какие-то курьезы, интересные случаи?

- У нас была стажерка, и мы её называли Мулен Руж. Она ходила в пышных красно-бордовых платьях. Выливала на себя цистерну концентрированных духов. Когда она шла по коридору, в монтажке уже слышали, что идет по коридору Мулен Руж. А у нас был оператор Ян Мосин, это был человек-спокойствие. За все время работы мат от него я слышал только два раза. Первый раз после съемок ролика с Мулен Руж, где она в перерывах курила, и все на неё смотрела, как-никак "Регион-45" приехал и тут такое. А во время съемок подходила к людям с сигаретой и говорила: "Скажите что-нибудь". Карьера журналиста Мулен Руж закончилась, когда она сняла сюжет про музей, а потом кассету, на которой была запись, постирала вместе с сумкой. В итоге она так и не сделала ни одного сюжета.

- А вот вы сейчас следите за курганскими СМИ?

- И да, и нет. Сам лично, наверно, нет, но у меня есть продюсер, он должен периодически мониторить, что происходит вокруг. Но я тебе скажу так - я очень редко езжу сюда на съемки по работе. Но чаще чем в Тюмень. Знаю, конечно, "Регион-45", телекомпанию, потом какой-то Курган-Online сейчас есть, там Саша Фомин что-то делает, какие-то гости, студии. Ни разу не видел, но знаю, что есть. Ну, ГТРК. А по печатным СМИ даже не скажу - я не знаю, какие тут печатные СМИ. Я, если читаю, то Курган.Ru.

- Ну и в завершении, чем сейчас занимаетесь вы сами?

- Сейчас у меня свой, как я люблю говорить, "новостной продакшн". Делаю сюжеты новостей для федеральных СМИ и не только. Это и Первый канал, и ТВ-Центр, и НТВ, и Звезда... Я там журналист, и снимаю чуть-чуть, как оператор работаю. Перегоняем исходниками - на ОТР сюжет, на ТВЦ сюжет, на НТВ сюжет. "Стриммеры" или "стрингеры", таких людей называют в России. Но мне не важно, как это называется, мне важно, чем я занимаюсь.

Интервьюер: Студент не представился...

Отправить комментарий

Если нашли ошибку - тоже дайте знать!

Новые Старые