Алексей Николаевич Дедов - корреспондент, телеведущий государственной телерадиокомпании «Курган».

Алексей Николаевич Дедов, корреспондент, телеведущий государственной телерадиокомпании «Курган».

Вместо предисловия

Некоторое время я преподавал в Курганском государственном университете, и одно из заданий, которое я давал студентам факультета журналистики было интервью с деятелями тогдашнего ТВ. Дабы материалы не канули в лету - оставлю их у себя. В 2013 году интервью у Алексея Дедова взяла Екатерина..., а вот фамилия уже потерялась.

-Алексей, когда и как Вы оказались на телевидении?

-На телевидении я оказался в 2004 году, меня привела моя знакомая Инна Владимировна Баскова. Моя старая (в хорошем смысле этого слова) подруга. Перед этим она прошла конкурс, стала ведущей на ГТРК Курган. И однажды пришла ко мне и сказала: «Нам нужны мальчики. Пойдем, попробуешь.» Мальчики, действительно, оказались нужны. Так я тут и остался. Решил попробовать себя в роли ведущего новостных программ.

-О чем был Ваш первый материал?

- Я и оператор Евгений Брызгалов ездили снимать сюжет о субботнике, который проходил на Увале, возле памятника воинам 32-го лыжного полка. Работники заправки «Роснефть» высаживали цветы, подметали. Это был мой первый самостоятельный сюжет. А до этого Инна Баскова отправляла меня делать опрос. Мы ходили по улице Карла-Маркса и расспрашивали прохожих, о чем, правда, я уже не помню.
 

-Где проходили профессиональное обучение?

-В бою.))) Всем тонкостям профессии меня обучали коллеги.

-Где и кем Вам удалось поработать?

-До этого я 15 лет проработал в школе № 38 учителем истории и социально-политических дисциплин, географии, информационных технологий. Собственно, я сначала сам в ней учился. Был преподавателем курсов по подготовке вожатых детских лагерей. Хорошее было время… Школа — связь, самоотдача, приносящая моральное удовлетворение.
С 2006 преподаю в вузах практико-ориентированные дисциплины журналистского профиля, участвую в обучении юных журналистов. С 2007 – преподаватель кафедр «Организация работы с молодежью» и «Журналистика и массовые коммуникации» Курганского государственного университета.
6 лет я проработал шеф-редактором программы «Вести-Зауралье».

-Что явилось самым тяжелым с приходом на телевиденье?

-Резко вырос уровень стрессовости. Во-вторых, работа тележурналиста подразумевает то, что человек хватает по верхам и ни во что не имеет возможность углубиться. Все нужно делать быстро, по крайней мере, в репортерской работе. Мне это, конечно, не нравится, но что делать. Работа такая.
 

-Если бы Вам не удалось попасть на телевидение, чем бы Вы занимались?

-Я бы, наверное, занимался психологией. Развивал бы это направление. Возможно, частная практика, репетиторство, консультации. Здесь опять же нужно уметь продавать себя. В плане рекламировать себя. А я не умею этого делать.
 

-Есть ли человек, которого Вы можете назвать своим наставником?

-Всех. Когда я пришел на телевидение, каждый, кто тогда работал, вложился в меня настолько, насколько смог. И за этого им огромное спасибо.



-Какими качествами должен обладать работник СМИ?

-Любой работник должен обладать высокой мотивацией - все остальное будет. Главное желание, как говориться. Но, а дальше это умение работать с информацией, умение анализировать, выбирать главное при этом не упускать детали. Конечно, желательно, чтобы репортер еще был легок на подъем. Вот у нас, например, есть люди флегматичного склада, но они делают отличные передачи. Они могут сделать такую передачу, что слезу вышибет или жить захочется)

-Кого бы из местных журналистов Вы поставили бы в пример?

-Таких людей много. Например, Портнягин Валерий Иванович – это легенда журналистики. Я с большим уважением отношусь к Аванесову Вячеславу Григорьевичу, он замечательный журналист, репортер, публицист. Из более молодого поколения – это Александр Алпаткин, Катя Лазарева.

-Каждый рабочий день тележурналиста как день сурка?

-Ну, Нет. Бывают отдельные моменты, когда обстановка вокруг встряхивается. День на день похож. Но не до такой степени, что невыносимо жить. Каждый день есть возможность следить за созданием новой идеи или за развитием ее. Хотя, много есть похожих моментов, вот почему люди устают работать на новостях? Когда много лет работаешь, то замечаешь, что есть какие-то традиционные события, которые происходят примерно в одно и то же время (праздники, заседания, итоги). Однако, всегда есть какой-то материал, который делает эту работу разноцветнее. Вот один челябинский метеорит чего стоит. Работа с информацией интересна по-своему.

- А почему именно телевидение? А не газета, не радио?

-Я бы с удовольствием работал на радио. Мне, честно говоря, радио нравится больше. Но, то состояние, в котором сейчас находится наше радио, меня не устраивает (Я ничего плохого не хочу сказать про своих коллег). Наше сегодняшнее радио деградировало - рекламы безумно много, присутствуют среднего уровня передачи. Тот, кто помнит советское радио, тот меня, конечно, поймет. А телевидение еще держится, на него финансы выделяются активнее, обучают тележурналистов лучше. На телевидение есть развитие.

-Вы сами себя кем больше считаете: журналистом или преподавателем?

-Я не журналист, я – преподаватель, подавшийся на заработки.

-Чего, по Вашему мнению, добилась курганская журналистика?

-Наша журналистика всегда находилась на нормальном уровне. Я еще в школе учился – слушал курганское радио, смотрел курганское телевидение. Оно было на профессиональном уровне. Потом времена изменились, и журналистике пришлось меняться, продвигаться вперед. И сейчас журналистика находиться на нормальном профессиональном уровне. Мы ездим по семинарам, встречаемся с коллегами, смотрим в интернете выпуски и сюжеты наших коллег. Хотя Москва нас бывает и поругивает. Но нам достается за провинциальность, а, например, Екатеринбургу за пафосность.

-А чем еще помимо пафосности отличается журналистика в других городах?

-Это зависит от региона, в первую очередь. В больших городах, сами понимаете, элитный стиль общения, когда журналист относит себя к некой элите, смотрит на всех свысока и с людьми разговаривает соответствующим образом. Еще бы его ведь по телевизору показывают! А у нас такое семейное телевидение. Область настолько мала, что все друг друга знают, в какую деревню не приедешь обязательно встретишь либо друга, либо родственника. Я уверен, что в таких же небольших городах, как Курган, телевидение такое же домашнее. Тюмень же находиться где-то между Курганом и Екатеринбургом. Снобизм, свойственен Екатеринбургу, но в то же время они достаточно демократичны. Все зависит от размера региона, от менталитета и от рекламных возможностей.

-Хотелось бы Вам поработать на телевиденье в другом, более крупном городе?

-Нет, у меня нет иллюзий относительно телевидения. В большом городе – выше уровень стресса на телевиденье. Предложения поступали разные, но до сих пор я отказываюсь. И дело не в спокойствие, ведь чтобы переехать в другой город- это нужно заново устраивать свой быт. Нужно очень любить свою работу, чтобы жертвовать чем-то крупным и начинать все сначала.

-Что Вам нравится в Вашей работе? А что нет?

- Телевидение — текучка, пожар в прериях, ежеминутная мобилизация, черная дыра, вытягивающая энергию. Плюсы, конечно, тоже присутствуют. ТВ захватывает, вдохновляет, обеспечивает личностный рост.

-Чему Вас именно научило телевидение?

-Прежде всего, журналистика тренирует навыки общения, как человека расположить к себе и получить от него нужную информацию. Меня журналистика научила работать в условиях постоянного стресса и совладать с собой. Это довольно тяжело в силу темперамента.
Так же журналистика научила работать в команде. Ведь все люди разные, у каждого свои тараканы в голове. Как сделать человеку замечание. Кому – то подойдет грубая манера, а кого – то нужно тихонечко отвести в сторонку и ласково проговорить. Но я бы не сказал. Что здесь мне было очень трудно. Помог опыт работы психологом.
Благодаря репортерской работе область всю нашу объехал. В таких уголках побывал, что, если бы не работал на телевидение, вряд ли их посетил. Очень интересно, тем более мне, как историку.
Благодаря журналистике я понял, что нужно доверять интуиции. Если тебе внутренний голос подсказывает, что вот тут что-то не так, нельзя упускать этот момент, надо продумать его еще раз. Если упустишь, то потом тебе коллеги обязательно намекнут на него.

-Что должно присутствовать в работе, чтобы она была не только приятной, но и успешной?

-Многое зависит от команды. У нас здесь команда отличная, при всех минусах (громкие разговоры над головой в самые ответственные моменты написания материала, разнообразные шутки). По-моему это все искупается. Взаимопонимание и понимание на уровне взгляда – это важно. Телевидение – это командная работа. Со мной работают сплошные творческие натуры — ранимые, честолюбивые, нуждающиеся в поддержке не меньше, чем подростки-школяры. К каждому нужно подобрать ключик, чтобы раскрыть индивидуальность с наилучшей стороны. Поэтому коллегам отдаются сюжеты повкуснее, а на свои плечи взваливается груз рутины. Самого себя вдохновлять, дисциплинировать куда проще — есть секреты. Невзирая на усталость и настроение.

-Охарактеризуйте своих коллег из творческой группы. С кем Вы чаще всего работаете?

-Вообще у нас нет постоянных партий. Мы все вместе дружно работаем. Но чаще мы работаем с Андреем Федотовым, вместе делаем программу «Парламентский вестник». Помимо новостей у каждого из нас есть свои программы, вот здесь уже есть устоявшие партии. Например, Елена Саенко предпочитает работать с оператором Алексеем Евтодеевым.
 

-Расскажите о Ваших сегодняшних обязанностях на ГТРК?

-Репортер. Приносить добычу в зубах. Писать обо всем, о чем скажут и о том, что сам найдешь. Наполнять выпуски информацией.
 

-Можете припомнить какой-нибудь смешной случай?

-Смешные истории в основном связаны с оговорками в прямом эфире. У меня этого как-то мало было. В основном приходиться за коллегами наблюдать, а потом подшучивать над ними.
В эфире может быть всякое. Вот, например, я однажды послал старшеклассников на военно-полОвые сборы в прямом эфире.) То было в 23.30. В это время нас смотрят мало людей, так что надеюсь, это слышали немногие. Чувствую – краснею, потом запись смотрю – нет, не красный. Понимаю, я же в гриме. В гриме можно краснеть, бледнеть – никто ничего не заметит.
Вот в эту пятницу было весело. У нас Светлана Стебенькова работает координатором. И так получилось, что в одном сюжете она берет интервью (ее оператор показывает). Другой сюжет был начитан ее голосом, а в третьем сюжете она выступала, как героиня. И вот когда она уже в третий раз появилась в выпуске, мы все (режиссеры, операторы, ведущие) до слез смеялись. Так что у Светланы был бенефис в эту пятницу, причем в разных ролях.

-Как Вы думаете, хорошо ли подготавливает КГУ журналистов? Что бы Вы изменили в преподавании?

-Я бы спец.курсы по телевидению, по операторской работе передвинул на второй курс. Многие студенты уже на втором курсе начинают работать на телевидение. А дисциплины начинают читаться только на третьем курсе. И они успевают всего нахвататься, а потом на месте как-то приходится выходить из положения, иногда даже переучивать.

-Может ли сегодня молодой журналист районного издания достичь успеха и что для этого нужно?

-У меня есть такой психологический девиз: «Будет мотивация - будет все!»

-Возможно ли без журналистского образования попасть на телевидение?

-Это самый старинный вопрос, о котором давно спорят. Виталий Третьяков (декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова) считает, что вообще не должно быть специального журналистского образования. В журналистику должны приходить люди, у которых уже есть опыт работы в другой сфере. Потом пройдут курсы журналистики, годичные например, и ты готовый журналист. Журналист воспитывается в жизни, в бою.
Другие наоборот говорят, для того, чтобы быть журналистом нужна база (хотя бы просто филологическая).
Я считаю, что в журналистику человек должен приходить уже в зрелом возрасте, с каким-то жизненным опытом. Например, Андрей Малахов, который почти десять лет чуть ли не кофе разносил на телевидение. Молоденьким пришел на телевидение и таким образом зарабатывал жизненный опыт. И только потом он начал расти. И теперь имеет свою популярную программу.

-Кого из молодых тележурналистов на ГТРК Вы бы выделили? Кто может добиться успеха?

-Да любой! Например, Людмила Фитина работала у нас координатором два года, перешла в репортеры. И вдруг ей на голову свалилась передача «Встречная полоса». Человек так резко стал ответственен за целую передачу. Сейчас вот она уже втянулась.

-Изменилось новое поколение тележурналистов?

-Да. Они более обучаемы, но у них меньшая база, меньше знаний меньше жизненного опыта. Те, у кого мотивация высокая, активнее набирают эту базу. Например, в 2000-ых годах к нам на телевиденье приходили педагоги с опытом работы в школах. Вот они отличались высокой грамотностью.
Нужно больше читать, и не только учебников, но и художественной литературы. Замятин, Булгаков – это такой «вкусный» язык, ты читаешь и получаешь удовольствие. Какие-то обороты запоминаешь, а потом используешь в своей речи. При этом ты запоминаешь глазами, ведь работая с текстом, ты никогда не будешь постоянно вспоминать правила. Это должно доводиться до автоматизма (где поставить запятую, тире). И еще нужно расширять свой кругозор. У журналиста, который хочет чего-то добиться, должен быть потрясающий кругозор. Особенно у журналиста, который работает с новостями, ведь он переходит от одной темы к другой. Он должен во всем более менее разбираться. Нужно не быть хуже информированным, чем твой зритель. Ты ведь несешь информацию.

-Какие сюжеты за последнее время получили наибольший общественный резонанс?

-Дороги, конечно! Этой весной все минусы наших дорог вылезли разом. На эту проблему мы получили хороший отклик курганцев. Сейчас другая напасть – все дороги разом у нас ремонтируют. Не проехать по городу. Слава Богу, пусть ремонтируют.

-К чему сейчас стремится ГТРК?

-Мы всегда стремимся к одному, к качеству. К качеству вещания, к качеству подбора сюжетов.

-Есть ли в Кургане свобода слова и не страшно ли сегодня быть журналистом?

-Что бы страшно – нет. Это все зависит от человека, будет ли он освещать какой-нибудь провокационный вопрос или будет снимать о наболевшей проблеме. Настоящему журналисту никогда не сидится на месте.
Сто процентной свободы слова нет нигде. В Кургане свобода слова ограничена, частично желанием властей, частично самоцензурой.

-Спасибо, что уделили нам время. Было очень приятно с Вами пообщаться.




Алексей Дедов за работой.
Алексей Дедов записывает "лайф" с защиты дипломов студентов кафедры журналистики Курганского государственного университета. Кто-то из этих студентов и брал у него интервью. К сожалению, имени не сохранилось.

Отправить комментарий

Если нашли ошибку - тоже дайте знать!

Новые Старые