Зимний поход по южному Уралу 1996 (скитур 90-х)

Флешмоб #Фото90х

Подхватывая эстафету #Фото90х не хотелось бы ограничиваться одним снимком. Зимний поход по Уралу - это, пожалуй, самая ценная серия фотографий, которую можно и нужно сопроводить комментариями. Наливайте кружечку растворимого кофе PELE и погнали!

Туристический кружок

Вот в этой самой футболке я ходил на физкультуру и тренироваться в туристическом кружке.
Фотограф Дмитрий Осипов (одноклассник)

В 10 и 11 классе я учился в школе №30, где по вечерам в спортзале проходили тренировки туристического кружка. Инициатором затеи был учитель ОБЖ (основы безопасности и жизнедеятельности) Владимир Валерьевич Останин. В кружке тренировалось много взрослых дядек, среди которых был Вова Дудин, Саша Верхотуров и Сергей Нагуманов, с ними меня еще не раз сводили горы в дальнейшем. До кружка я один раз ходил летом на Таганай, забирался на Двухглавую сопку и, разумеется, уже считал себя крутым туристом. Вот таким же крутым как на этом фото с лопатой!
На фото я и одноклассник Антон Кукуруза на школьном субботнике.
Почему я любил полосатые рубашки? Обратили внимание на очки как у Сталлоне в фильме Кобра! Только не хватает зубочиски и УЗИ (это пистолет-пулемет, а не мед.процедура).
Фотограф Дмитрий Осипов (одноклассник)

Первый зимний поход

В марте 1996 года на весенних каникулах мы пошли в поход по Уралу. Я был совершенно "зеленым" и еще ни разу не ходил в зимние походы. Мне сшили из парашютного шелка бахилы, папа дал туристические ботинки, лыжи добыли во Дворце творчества юных (Дворец пионеров). С миру по нитке - я был готов!

День 1: перевал "СукА" (говорят, что правильно ударение на А)
Слева направо: Вадим Ищенко, Андрей, Степан Копылов, Слава Бакулин, Дима Верхотуров, Владимир Валерьевич Останин (руководитель), Александр Поздняков, Андрей Думчев.

Общак в рюкзаке

Я стою справа. Каждый участник нес общественное снаряжение: палатка, печка, котелки и т.д. Мне досталась двуручная пила весом примерно 400 граммов и мой фотоаппарат (LOMO LC-A compact automat) - 200 граммов. Я должен был выполнять роль второго фотографа. Приняв на борт две единицы общака, я получил минимальную нагрузку, но мой рюкзак легким не стал. Компенсировали разницу консервами, которые в отличии от палатки с печкой с каждым днем "испарялись".

День 1: перекус перед перевалом "СукА", остались еще домашние пирожки.

Шуба

Почти у всех, были рамные рюкзаки "Ермак". Всю нижнюю часть моего рюкзака занимала овечья шуба, которая весила килограмма 4. Как вспомню - так вздрогну. Из-за нее я не стал брать рекомендованные валенки, а отделался овчинными сапожками или, точнее сказать, носками.

День 1: природный фонтан

"Зеленый" турист должен был получить урок и их было достаточно!

Сюрприз №1 - ботинки

Папины ботинки, которым было с десяток лет, так обрадовались новому приключению, что  от счастья подошва треснула на обоих. Можно было бы не придавать этому событию значения, но ноги мокли! Каждый день! А вечером каждый раз мерзли. Валенок у меня не было, а в овчинных носках гонять по лесу за дровами было то еще приключение. Я страдал!

День 2: Переправа перед Нургушем

Очки газосварщика

Я стою в папиных очках газосварщика 1971 года выпуска. Они еще ни раз будут появляться в моих горных походах. Стекла в них были зеленые, и после того как я их снимал, мир преображался. Он становился оранжевым! Только в 2018 году перед  поездкой на Эльбрус я заменил в них стекла на обычные. Очки живы до сих пор.

Сюрприз №2 Фотоаппарат

На проявленной пленке с моего фотоаппарата оказалось всего несколько кадров, все остальные были пустыми. Дело в том, что затвор замерзал и только иногда днем, когда было тепло начинал работать. Я думал меня убьют, но было очень много хороших качественных снимков с "Зенита" первого фотографа и как-то обошлось. Не думаю, что я мог чего-то стоящего нафотографировать в то время, но все же было обидно до слез. Я в то время только-только начинал увлекаться этим ремеслом.

День 2: Переправа перед Нургушем

Сюрприз №3 Бахилы

Тот, кто ходил в зимние походы, знает, что без бахил (фонариков, гамаш) там делать нечего. У меня был самый лучший, как казалось вариант, - бахилы сапогом, которые покрывали ботинок целиком. Уже на второй день в них зияли дыры, и набивался снег. Первое время я их зашивал, потом пришлось отрезать носки и сделать стандартный вариант.

День 2: готовим еду
На столе можно заметить свечи. Налобные фонарики в ту пору были только на картинках в буржуйских журналах.

На фото я стою в той самой чудо-шубе. Да, у меня была легкая синтепоновая куртка, но родители боялись, что я буду мерзнуть. Из-за родительской заботы я носил очень тяжелый балласт.

Сюрприз №4 - режь меня надвое!

Лямки рюкзака были мягкими и в них был набит поролон. Они совсем не держали форму и скручивались в жгуты, которые прорезали плечи. Я прямо выл от боли! После похода я выпорол из них поролон и ставил жесткие куски валенка. Стало намного лучше.

День 2: Гора Нургуш

День 2: Скалы рядом с Нургушем

День 2: вершина горы Нургуш.

Шапки - шляпки

Один из самых ярких моментов похода - вершина горы Нургуш. Я каким-то чудом отжал у Сани Позднякова легкий пуховик на штурм. На мне две одинаковые шапки, они постоянно сползали, благодаря чему на фотках я выгладил нелепо . Много лет спустя я повторил эту ошибку, только уже с бафом.

День 2: гора Нургуш. Спустились к лыжам.

День 2: Спуск с Нургуша

День 2: Спуск с горы Нургуш.

День 3: Утро. Мы на перевале, скоро будем спускаться.
Слава Бакулин и я на фоне Нургуша.

Не говорите ничего про шапки. Сам все знаю.

День 3: 27.03.1996 среда - Уходим от Нургуша

Snikers в одно рыло

Еще один кадр с моего фотоаппарата. Я сильно устал в тот день. Снег сильно налипал на лыжи и ничто не помогало. Я отстал от группы, упал назад на рюкзак и выл. Выл от усталости, обиды, от лямок, которые, казалось, уже рассекали мясо. У меня был сникерс в кармане рюкзака. Я достал его и съел. Никого рядом не было, и я съел его ни с кем не поделившись. Мы всю еду всегда делили. Что-то съесть и не поделиться было чуть ли не преступлением. Чувство вины меня не покидало до конца похода.

День 3: Идем к Иеремелю

На подходе к поселку Бакал.
У нас были марлевые маски, чтобы не обгорело лицо. Мы их практически никогда не надевали. Дышать в них было тяжело. Благо на Урале солнце не такое жесткое как на Кавказе. Лица загорели, но в меру.

Поселок "Бакал". Мы много шутили по поводу названия, как и по поводу названия первого перевала.

Сложно представить какая может быть вкусная греча после дня пути!

День 5: стоянка под Иеремелем
Строим заграждение от ветра с Саней Поздняковым.

Лыжи "Бескид"

Лагерь стоял рядом с тропой и к нам лихо подкатили двое на лыжах с кантом. Мы поболтали, а потом они также лихо уехали вниз. Я с завистью смотрел на чудо-лыжи. Как позже выяснилось, пределом моих мечтаний был "Бескид", их до сих пор делают! Лыжи "Турист", между прочим, тоже. Да и тросиковые крепления найти не проблема! Время идет, а технологии не стареют! Почти ;)

День 5: стоянка под Иеремелем
Пилим дрова с Саней Поздняковым
Я бы не смог нормально дежурить, если бы не взял ботинки у Степы Копылова. А Саня, красавчик в валенках.

Большой Иеремель. От него у меня осталась только эта фотография.

Неудачный жребий

Наше дежурство с Саней Поздняковым самым жестоким образом выпало на день штурма горы Большой Иеремель. Я негодовал! Почему нельзя было оставить лагерь? Учитель ОБЖ стоял на своем. Если бы мы проявили инициативу и подежурили в первый день, такого не произошло! Обида бурлила во мне! Просто по какой-то роковой случайности нас оставили сторожить лагерь. Я был возмущен и вспоминал злосчастный сникерс.

Закрытый гештальт

Гештальт "Большой Иеремель" я закрыл только в 2013 году, когда бежал гонку "Здоровый, как лось". Трасса проходила рядом с горой, и я намеренно скорректировал маршрут, чтобы побывать там, где должен был побывать 17 лет назад. Видео | Отчет

День 6: 30.03.1996 суббота Вершина горы Малый Иеремель, сзади Большой Иеремель
Слева направо: Александр Поздняков, Андрей Думчев, Вячеслав Бакулин. Это одна из немногих фотографий, которые получились на мой фотоаппарат LOMO.

До дежурства мы малой группой сходили на Малый Иеремель.

День 7: Вершина горы Малый Иеремель
А после дежурства сходили все вместе. Два раза за поход побывать на одной горе. Я был "счастлив".

День 7: спуск с горы Малый Иеремель

День 7: Скалы горы Малый Иеремель

Вид с горы Малый Иеремель (видно Нургуш)

Возвращение из похода. Вокзал г. Кургана.

Сухое молоко с сахаром

Расклад еды был сделан только на поход, а на поезд предполагались "пирожки из дома". Вот только на обратной дороге никаких пирожков, разумеется, не было. У нас оставался сахар и сухое молоко. Мы заказывали чай и ели сахар с молоком вприкуску. Чайный пакетик растягивали на 4-5 кружек. Чай получался бледный-бледный, но и его хватало, чтобы порадоваться.

Эпилог

Я с удовольствием вспоминаю этот поход и набитые шишки. Это было прекрасное время со своим непередаваемым шармом и чувством очень очень крепкой дружбы! Летом большая часть Уральских гор представляют собой заболоченную область, поэтому лучшее время для походов по Уралу - зима!